Византийская музыка

Византийское церковное пение имеет особое значение в святой и соборной Церкви. За исключением чтения Священного Писания вся служба Церкви облечена в пение с самых первых веков жизни христианства. Византийское пение не является вольным сочинительством, совершаемым лишь вдохновением различных авторов, а существует в рамках церковной традиции, где на протяжении столетий искусство передается от учителя к ученику. Это древняя традиция, в которой почитается вековое наследие и со вниманием выполняется внесение некоторых изменений, не нарушающих общий дух церковного канона.

Под понятием «византийская церковная музыка» имеется в виду богослужебное пение восточных церквей византийской традиции. В отличие от современной русской практики партесного многоголосного пения, церковные песнопения в греко-православном предании являются монофоничными. Это значит, что, когда поет много людей, мелодия исполняется в унисон, а все слова произносятся одновременно, как бы исходя из одних уст. Часть хора при этом поет выдержанный звук – исон, выполняющий роль поддержки для поющих слова молитвы.

Певческое предание изучается в храме Всех Святых на Кулишках при попечительском содействии Настоятеля, митрополита Киринского Афанасия. Песнопения византийской традиции можно услышать в день Господень за воскресной службой, а также во все великие  праздники на двух языках – славянском и греческом.

Ниже представлены фрагменты записей с богослужений.

Достойно есть, гл. пл 1

Задостойник на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Знаменася на нас Причастен гл. пл. 1 Иоасафа

Ис полла эти Деспота

Милость мира гл. пл. 2

Тропарь воскресный глас 1

Тропарь воскресный глас варис

Тропарь воскресный глас пл. 4

Фрагменты Великой вечерни на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Православный церковный календарь: